Социологические обследования учреждений системы здравоохранения показывают, что в коллективах с высоким уровнем внутренней культуры наличие проблем, связанных с лечебно-диагностической или научной деятельностью, порождает так называемые внутриличностные конфликты, когда врач (медицинская сестра) сомневается в правильности своей позиции, «один на один» со своим внутренним «Я» обсуждает возможное решение вопроса или задачи, ищет аргументы «за» и «против». Внутриличностный конфликт может быть порожден разными причинами, В одном случае он является следствием слабости характера, в другом — высоким уровнем требовательности к себе, стремлением к постоянному переосмыслению, казалось бы, уже принятых решений, в третьем — результатом высокой духовной культуры, сплавленной с желанием выдавать только оптимальные решения. Естественно, что в таком случае коллеги стремятся понять друг друга, выяснить сильные и слабые стороны аргументации, способы обоснования решений, найти их оптимальный вариант. Это становится тем более необходимым в условиях «коллегиального диагноза», когда специализация врачей не позволяет одному из них целостно «охватить» состояние больного, а также представить заболевание во всех нюансах, которые может знать только «узкий» специалист. Созревающий конфликт может быть предотвращен, если найдено оптимальное разрешение его на первоначальной стадии. Часто конфликтующие стороны сознательно доводят конфликт до формы открытого столкновения своих точек зрения, позиций или предложений. Эмоционально-психологический накал не только не способствует разумному решению проблемы, но, наоборот, отодвигает существо вопроса в сторону; происходит выяснение личных отношений, переходящее в препирательство, склоку. После этого у медицинских работников остаются взаимные обиды, сказывающиеся на качестве их совместной деятельности. В основе своей деловые и межличностные конфликты в Системе здравоохранения независимо от предметного наполнения порождаются следующими причинами: 1) материально-техническими; 2) финансово-организационными; 3) профессиональными; 4) социально-демографическими; 5) социально-психологическими. Возможна и другая классификация детерминант конфликтов. Однако приведенная классификация может быть использована в качестве рабочей, позволяющей изыскивать способы «гуманизации конфликта» — разрешения его без излишних эмоционально-психологических затрат.

от Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *