Россия не только провозгласила, что здоровье — неотъемлемое право каждого гражданина, но и взяло на себя ответственность за обеспечение этого права. Особый интерес, что главной ценностью является человеческая жизнь и что здоровье народа — часть национального богатства, представляет социологический анализ гигиенического воспитания. В качестве критерия для оценки его эффективности выбрано отношение к собственному здоровью со стороны представителей различных социальных групп населения. Гигиеническое воспитание заключается в целенаправленном формировании определенных качеств личности, практических навыков, установок, ценностных ориентации на здоровый образ жизни путем воздействия средствами массовой коммуникации, используемыми органами санитарного просвещения, а также другими звеньями системы здравоохранения. Гигиеническое воспитание представляет собой процесс, в котором всегда участвуют две стороны: воспитатель и воспитуемый, где активную роль в выработке желаемых качеств играют обе стороны и где без деятельного участия воспитуемого положительный результат в формировании личности, здорового образа жизни невозможен. Каждое время выдвигает свои проблемы, требующие новых приемов воспитательной работы. Они должны отличаться от ранее использованных, устаревших приемов и подходов. Цель гигиенического воспитания — выработка устойчивых, твердых качеств, которые можно в целом охарактеризовать как гигиеническую культуру, включающую в себя элементы санитарно-гигиенических знаний и гигиенического поведения: овладение необходимыми гигиеническими знаниями, выработка навыков и умений гигиенического поведения, утверждение в сознании каждого гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к системе санитарно-гигиенических знаний и рекомендаций, нетерпимость к нарушениям последних как со своей стороны, так и со стороны окружающих и т. д. Отношение к здоровью — одна из важнейших характеристик поведения. Она является совокупностью относительно постоянных и привычных взглядов и установок. Понятие «отношение к здоровью» интегрирует в себе представление о собственном здоровье и здоровье окружающих, требованиях и возможностях здравоохранения. Отношение к здоровью складывается из мотивов как непосредственного характера (представление о том, что мешает выполнить предписания врача и т. д. ), так и опосредованного (представления людей о роли самого человека в деле охраны здоровья, о возможностях современной медицины и т. ). Путем проведения социологического исследования удается выявить особенности отношения к здоровью различных профессиональных групп населения. Итоги самооценки опрашиваемыми своего здоровья выглядят следующим образом: рабочие оценивают свое здоровье как хорошее в 25, 8% случаях; работники сферы обслуживания — в 23, 3; научные работники — в 22, 9; медицинские работники — в 18, 6; инженерно-технический персонал и служащие —в 15, 9; педагоги —в 9, 2%. Интересно отметить, что регулярно делают утреннюю гимнастику лишь 11, 6% лиц — представителей медицинской профессии; в отношении других профессиональных групп эти показатели такие; научные работники—12, 5%, рабочие — 9, 1, ИТР и служащие — 8, 0, работники сферы обслуживания — 8, 8, педагоги — 4, 5%. Как видим, гигиеническое поведение медицинских работников незначительно отличается от представителей остальных профессиональных групп. Это свидетельствует о явном разрыве между словом и делом у медиков, ибо, предписывая своим пациентам в качестве обязательного условия сохранения здоровья занятия физической культурой и спортом, медицинские работники в значительной степени не считают нужным выполнять эти требования сами. К сожалению, до сих пор достаточно велик показатель курящих и употребляющих алкоголь среди медицинских работников, что особенно недопустимо, ибо последнее обстоятельство сильно дискредитирует «образ жизни врача». Удалось также выявить, что только 1/3 опрошенных медицинских работников своевременно обращается к врачу. Продолжают свою повседневную деятельность при различных заболеваниях 32, 2% научных работников, 29, 4% рабочих, 31, 4% ИТР и служащих, 30, 3% работников сферы обслуживания, 39, 1% педагогов. Негативное суждение о возможностях современной медицины («современная медицина, к сожалению, еще не располагает совершенными средствами выявления, лечения и предупреждения всех болезней») в наибольшей степени разделяют научные работники — 66, 2%, педагоги — 49, 2%, ИТР и служащие — 49, 1%. Наиболее адекватную позицию по этому вопросу занимают медицинские работники, они разделяют позицию, согласно которой «современная медицина располагает совершенными средствами выявления, лечения и предупреждения болезней, но если сам человек не заботится о своем, здоровье, усилия медиков могут оказаться напрасными». Мнение о том, что «если человек серьезно болен, то ему уже ничто не поможет», разделяет 13, 3% опрошенных рабочих, 16, 1% ИТР и служащих, 8, 8% работников сферы обслуживания, 6, 6% педагогов, 12, 1% научных работников и 7, 1% медицинских работников. Исследуя вопросы предупреждения болезней сердечно-сосудистой системы, опираясь на социологические данные, показали, что среди мужчин в возрасте 40—59 лет лишь 15—20% опрошенных готово изменить свои привычки и образ жизни. Между тем установлено, что отказ от курения, своевременное и рациональное питание, регулярность занятий физкультурой, 7—8-часовой сон, поддержание нормального веса тела и отказ от злоупотребления алкоголем приводят к уменьшению риска подвергнуться многим и многим заболеваниям.

от Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *